Питчинг в Минкульте: дебютанты рассказывают личные истории

30 ноября в Министерстве культуры России прошла очная защита игровых проектов режиссеров-дебютантов, претендующих на получение субсидии в 2020 году. Всего Экспертный совет рассмотрел 172 заявки, 60 из них допустили до защиты.

Среди представленных работ было много детского кино, а также фильмов о взаимоотношениях поколений, но главное – в драмах превалировали личные истории самих режиссеров, которые они хотели бы перенести на экран.

Очень личное кино: драмы о семейных взаимоотношениях и проблемах молодежи

Среди представленных проектов оказалось много семейных драм, в основе которых — личные истории и переживания создателей.

Продюсерский центр ВГИК-Дебют представил фильм «о молодых и для молодых» — «Вета». «Главная тема картины – поиск себя. «Несмотря на то, что действие разворачивается в театральном институте, мне хотелось бы сделать акцент не на профессиональном развитии героини, а на познании самой себя. Это очень личная для меня история», — сказала режиссер Анастасия Венкова.

В проект привлечен театральный художник-постановщик Тимофей Рябушинский, поэтому в картине будет гармоничное сочетание театрального и киномира. Художественный руководитель — Сергей Соловьев.

Другой проект продюсерского центра ВГИК-Дебют — «Времена года» режиссера и сценариста Максима Шаболина, выпускника мастерской Александра Прошкина, который признается, что его на фильм вдохновила генеральная репетиция в Мариинском театре, на которую он случайно попал.

Очень личная история представлена в драме «Время года зима» от студии Хайп Фильм. Картина рассказывает о непростых отношениях матери и дочери, которые возрождаются, когда у матери обнаруживают неизлечимое заболевание. Режиссер Светлана Устинова отметила, что история основана на ее личных переживаниях, когда у ее мамы диагностировали болезнь Альцгеймера.

«Я не понаслышке знаю, что значит переживать вместе эту болезнь, я бы хотела поделиться со зрителем своим опытом и сказать о том, что нет ничего страшнее упущенных возможностей. Иногда наглядный пример помогает вовремя заметить какие-либо предпосылки к болезни и вовремя ее диагностировать», — сказала Устинова.

Режиссер также пояснила, что своей работой хотела бы вдохновить зрителя на выстраивание хороших отношений со своими самыми близкими людьми. Одну из главных ролей исполнит Юлия Снигирь, которая также пришла поддержать проект на питчинге. Роль матери исполнит Евгения Добровольская. Бюджет фильма — 85 млн рублей, запрашиваемая сумма — 25 млн рублей. Продюсер – Илья Стюарт. Художественный руководитель — Наталья Меркулова.

«Очень важно, что вы выбрали объектом своего исследования — болезнь, это своего рода челлендж гламуру, в котором не стареют, не болеют и не умирают. Мы живем в мире, где многие переживают те же самые интимные истории», — прокомментировала из зала актуальность проекта Ситора Алиева.

Кинокомпания Инвада Фильм представила проект «Край надломленной луны» про разрушенные связи в семье по сценарию Натальи Мещаниновой. «Фильм о том, что отношения между родителями и детьми требуют постоянной серьезной работы, а не просто основаны на безусловной любви», — сказала режиссер Светлана Самошина. Александр Яценко и Анна Шепелева уже подтвердили свое участие в проекте.

Картина «Меня здесь нет» от Гаммы-продакшн — драма о сложных отношениях сестер, съемки которой планируют в Калининграде. Режиссер Валентина Коровникова рассказала, что главный посыл фильма – каждый день нужно наслаждаться жизнью, а среди референсов назвала фильм «Звезда» Анны Меликян.

Детское и подростковое кино: дефицит в прокате, профицит в идеях

В своих выступлениях многие из участников говорили о дефиците детского кино, наполненного приключениями, легкостью и романтикой, поэтому, наверное, неудивительно, что особое внимание на питчинге было уделено именно таким фильмам.

Действие сразу нескольких представленных фильмов происходит вдали от городов: проекты «Гераскины в режиме нереального времени» и «Горшок» рассказывают про городских детей, отправленных в деревню и лишенных интернета и всех благ цивилизации.

Картина «Девка-баба» от Аннико Филмс рассказывает о девочке-подростке, которая переживает развод родителей, кризис взросления и борется со своими страхами. Кукла, которую она шьет, символизирует работу над собой. Режиссер Аглая Курносенко сказала, что отчасти героиня соотносится и с ней самой, так как во многом она проходила через те же самые переживания.

Киностудия Грибной дождь представила фильм «Гераскины в режиме нереального времени» по повести Людмилы Довыденко «Гераскины против мафии». Бюджет у подросткового детектива с элементами комедии 40 млн рублей. Режиссер — Анна Троянская, художественный руководитель — Александр Прошкин.

Похожая история про приключения детей в деревне в картине «Горшок» от ДжемСтудии. Режиссер — Владимир Фекленко. Художественный руководитель проекта Алла Сурикова отметила в своем видеообращении, что фильм преподает важные жизненные уроки, причем без назидательности.

Хижина-фильм представила проект «А потом… ты взрослеешь» режиссера Александры Бочаровой, среди референсов которого – новогодняя классика «Один дома». По словам создателей, это фильм про ребенка, который стремится доказать окружающим, что он больше, чем о нем представляют. Целевая аудитория проекта 6+, бюджет – 37,6 млн рублей, запрашивая у Министерства сумма – 25 млн рублей.

ХО Студия представила проект «Маленькие истории», состоящий из пяти новелл, отрывок одной из них – «Теленок» — был показан экспертному совету. Аудитория – дети от 4 до 11 лет. Режиссер – Виктория Румцова, продюсеры — Юрий Ярушников и Михаил Пореченков, художественный руководитель – Сергей Иванов. У Минкульта создатели запрашивают 23 млн рублей при бюджете фильма в 50 млн рублей.

Форест-Фильм представил трагикомедию «Каникулы» (режиссер — Анна Кузнецова) про детский театральный кружок, который приезжает на фестиваль в Сочи и проигрывает. Двенадцать подростков и руководители кружка будут по-своему справляться с проигрышем. У фильма уже есть финансирование от Кинопрайма и прокатчик – Про:взгляд.

«Это мой пятый дебют, и у меня появилось желание снять — обожаю этот термин, светлое — позитивное кино», — отметила продюсер Катерина Михайлова, представляя ленту «Страна Саша» компании Вега Фильм. Режиссер и сценарист — Юлия Трофимова. Главный герой собирается поступать в университет и боится заводить отношения с девушками, поскольку боится причинить им боль своим переездом — когда-то из его семьи ушел отец. В основе ленты — одноименная книга Галы Узрютовой, удостоенная литературной премии Young Adult.

Среди проектов для детей есть и фантастика. «Второе небо справа» от Супер реалити – захватывающая приключенческая история о двух школьниках Саше и Диме, которые знакомятся с Валентиной, прилетевшей с другой планеты. Создатели говорят о том, что это не просто фантастическая история, но и социально-значимый фильм о взрослении. Дистрибьютор и продюсер Алексей Рязанцев задал справедливый вопрос о том, на чем будет базироваться история, учитывая разобщенность современного общества. Режиссер Алексей Троценко отметил, что главное здесь дружба и возникновение общих интересов – именно это толкает героев к интеграции и героическим поступкам.

Спорт – это жизнь …и тема проектов дебютантов

Тема спорта все еще пользуется спросом у зрителя, соответственно порождает и новые проекты, в основе которых как реальные, так и выдуманные истории о спортивных победах и поражениях.

Студия Телемеждународник представила проект «Боксирующий» режиссера Кристины Кутчер. Сценарист – Семен Барков. Художественный руководитель – Ким Дружинин. Исполнительный продюсер – Юрий Бунин. Это картина о том, как тренер помогает избавиться молодому начинающему боксеру от криминального прошлого. Создатели рассказали, что планируют снять фильм в Калининграде, а среди кинореференсов назвали такие популярные спортивные драмы, как «Левша» и «Бой с тенью».

«Крецул» от ВИШ Медиа, в отличие от предыдущего проекта, посвящен реальной истории паралимпийца дзюдоиста Олега Крецула и его друга тренера Виталия Глигора. Режиссер и сценарист – Александра Лихачева, художественный руководитель – Алексей Герман-младший. «Это фильм в первую очередь о самопоржертвовании ради друга, поэтому главным героем становится не сам спортсмен, а его тренер», — отметила режиссер картины. Проект уже получил 20 тысяч евро на девелопмент от Евримаж.

«Это настоящая антиспортивная драма – редкость в настоящее время. Фильм о силе духа, которая поднимается над физической мощью – важный мессендж современному обществу», — прокомментировала Ситора Алиева.

Фильмы о женской судьбе

Немало молодых режиссеров собирается выстроить свой дебютный проект вокруг образа женщины. Подобные намерения высказывали представители обоих полов. «Мне, как автору, гораздо интереснее разбирать женщину… Мне кажется, что женщины глубже и интереснее, чем мужчины», — сказал Дмитрий Суворов, постановщик ленты «Осень» от кинокомпании Сказка. В ответ член Экспертного совета Ситора Алиева поинтересовалась у дебютанта, сможет ли он органично передать женский взгляд на жизнь в своей картине и насколько этот замысел связан с его личными переживаниями. Фильм «Сказка» рассказывает о 30-летней девушке, в жизни которой наступила черная полоса. Создатели оценили бюджет в 38.4 млн рублей.

Еще один мужчина, посвящающий свой первый фильм женщине — известный актёр Алексей Франдетти. Для главной героини ленты «Она танцует» от компании Интерфест танец — основное средство самовыражения и построения отношений с миром. На протяжении своей жизни она встречает ряд мужчин, которые становятся ее мужьями, возлюбленными и партнерами по танцу. В каждой из новелл о череде встреч и разлук помимо драматургического действия будет танец, характерный для конкретной эпохи и этапа в судьбе героини. В качестве косвенного референса создатели привели «Бал» Этторе Скола.

Хореография сыграет значительную роль и в сюжете фильма «Танец с пеплом» от компании Кинофест. В центре истории — мать-милиционер, пытающаяся наладить отношения с дочерью, которая стремиться стать балериной.

Действие ленты «Сказки Гофмана» от Пан-Атлантик Студио происходит в начале 2000 годов. Неприметная девушка Надежда Страхова прекрасно осведомлена о своей некрасивости и чувствует из-за этого неловкость перед всем остальным миром… Она работает на двух работах, чтобы содержать свою маленькую семью. Однажды её жизнь резко меняется. Ее красивые руки с невероятной пластикой случайно замечает представитель мира кино — так героиня становится обладателем совершенно новой профессии начала 21 века – hands model. Режиссер Тинатин Барклая уже известна киносообществу: ее короткометражные работы и рекламные ролики получили признание на авторитетных международных смотрах — Каннские львы, Epica Awards, а  Гран-при на Art Film Fest в Словакии Тинатин получала из рук Питера Гринуэя. На презентации проекта были показаны отрывки из актерских проб, в которых приняла участие Яна Сексте. Среди референсов — «Самая красивая» Лукино Висконти и «Начало» Деи Кулумбегашвили.

Также женская тема поднимается в проектах «Супердевочка» от студии Хлеб, «Фиктивный брак» от Мотор фильм студия и «По ту сторону» компании Русское возрождение.

От тундры до Кавказа. Регионы стремятся на экраны

Еще один тренд отечественного кино, нашедший отражение в презентациях дебютантов — региональное кино. В питчинге приняли участие проекты «Приключения Тимура в ауле» от компании Домбайфильм о городском юноше, попадающем в кавказский аул и познающем ценность родного языка и культуры, а также «Чекаго» от студии Ветер перемен — суровая криминальная драма о наркотиках и репе, действие которой происходит в небольшом хакасском городке. Создатели «Чекаго» сообщили, что их основные прокатные планы связаны с сибирскими регионами — они считают, что именно там публике больше всего нужен сильный социальный посыл. Тем не менее продюсер отметил, что предыдущий проект компании — созданный на средства президентского гранта мультфильм «Моя Хакассия» — был куплен федеральным ВГТРК, так что у команды есть выход на дистрибьюторов. Бюджет ленты — 25 млн.

В регионы смотрят не только локальные кинокомпании. Драму «Пласт» от Студии 12 о нелегальных добытчиках янтаря собираются снимать в Калининграде, ленту «Тундра Блюз» кинокомпании Этнофонд — в северных регионах. Режиссером «Тундры Блюз» станет Андрей Редькин — в молодости он сам работал на буровых вышках на крайнем севере, а затем долгие годы снимал документальное кино. Оператором ленты должен быть Михаил Кричман — по словам дебютанта, именно он сможет передать на экране специфический и неповторимый северный свет.

Еще один проект, связанный с севером — «У самого белого моря» от компании ВГИК-дебют. Тема фильма оказалась под стать суровой северной обстановке. «В сценарии заложена тема одиночества, тема сложного человеческого выбора, тема ответственности, — сообщил в презентации режиссер ленты Александр Зачинияев. — Мы можем наблюдать за тремя возрастами мужчины в замкнутом пространсте. Есть главный герой Саня — бунтующий подросток, который не смог примириться с гибелью отца и появлением в их семье нового мужчины; есть Андрей — зрелый возраст — он совершил проступок, грех и пытается его искупить; третий возраст — это дед Николай, который знает цену сумасбродству юности, ошибкам зрелости и искуплению в старости». По словам продюсера Федора Попова, проект будет создан в партнерстве с киноконцерном Мосфильм, что вселяет оптимизм относительно судьбы картины.

На противоположном конце нашей страны — в Черкесске — пройдут съемки картины «Экспресс» Руслана Братва от Марс Медиа Энтертейнмент. Главный герой — непутевый молодой человек, развлекающий себя ставками на спорт в то время как его отчисляют из института и выселяют из общежития. Неожиданно у парня начинает выигрывать экспресс-ставка: это сложный вид пари, при котором засчитывается лишь сбывшаяся серия прогнозов. Но вот незадача — молодой человек потерял свой билет. По мере того, как он ищет пропажу, каждый из его прогнозов сбывается один за другим, а в его жизни происходят все более критические события. Проект уже получил предварительное одобрение от фонда Кинопрайм, однако сначала создателям необходимо получить субсидию от Минкульта.

Художественные поиски и эксперименты

Кинокомпания Мувистарт представила проект «Преступления и наказания». Режиссер Магдалена Кроули собирается снять спин-офф классического романа Федора Достоевского и представить действие книги глазами других ее персонажей. Художественный руководитель фильма Николай Лебедев отметил, что подобные эксперименты с классикой — не редкость на Западе, однако в России подобное пока не снимали. Продюсер Дмитрий Якунин отметил, что бюджет фильма оценивается в 38 млн, 25 из которых — потенциальные средства Минкульта. Несмотря на то, что проект исторический, большая часть сцен будет снята в интерьерах, что удешевит производство. Проект вызывал интерес у экспертов, однако Ситора Алиева обратила внимание на избыточность референсов, приведенных создателями: «два аудиовизуальных референса для профессионального питчинга будет достаточно, в противном случае вы закопаете свой неординарный проект», — посоветовала она молодому автору.

Еще один эксперимент с классикой — проект «Ревизор. Инкогнито» от компании Наше творческое объединение. Главный герой — Иван Хлестаков — современный блогер, попадающий в провинциальный городок и неожиданно обретающий волну «хайпа». На главную роль пробуется Даниил Стеклов. Эксперты спросили режиссера и продюсера, не планируют ли они пригласить в фильм настоящих блогеров, однако Стеклов высказал возражение и выступил с пламенной речью, заявив, что некоторые роли может сыграть лишь профессиональный глубокий актер.

Наоборот, необычного исполнителя на главную роль собираются взять создатели ленты «Оми» кинокомпании Скрин-фильм. Авторы готовят картину о жизни медвежонка, однако четвероногий актер пока еще не родился — продюсер и режиссер ждут вестей от нескольких медвежьих пар, ожидающих поколения в косолапом семействе.

Антиутопия, мистическая драма, исторический фильм про Наталью Гончарову и другие интересные проекты

Фильмы-антиутопии очень сложны в исполнении, и за них редко берутся дебютанты, однако оказалось, что не все боятся этого жанра. Студия Слон представила «Аквариум» — это антиутопия молодого режиссера Ильи Шагалова про альтернативный мир, в котором угадывается наша реальность, а элементы футуризма проявляются лишь в деталях. Художественный руководитель – Алексей Герман-младший.

«Хотелось, чтобы такой сильный сценарий Дмитрия Константинова воплотил режиссер со свежим взглядом и новаторским киноязыком. Илья Шагалов как раз экспериментатор в видеоарте», — сказала в своем выступлении продюсер проекта Сабина Еремеева.

Присутствующим на питчинге был показан ролик, снятый специально для мероприятия, зрители отметили концептуальность проекта и его интеграцию в сегодняшний тревожный день.

Студия творческих инициатив Открытие представила фильм «Белый пароход» Инги Шепелевой – это мистическая драма о поздней любви якутской учительницы и русского хормейстера музыкальной школы, о поиске национальной идентичности. История героев разворачивается на фоне перестройки. Ситора Алиева сделала важное замечание, что нужно быть осторожными при совмещении этнокультурного и политического контекста, так как они не всегда работают вместе в одном фильме.

Фильм планируют снимать в Якутии и задействовать местных актеров-дебютантов. Стоит заметить, что в апреле проект удостоился главного приза Якутского питчинга дебютантов. Создатели рассчитывают на широкий прокат в Якутии и ограниченный прокат на территории РФ, но основной целью выделяют участие в международных кинофестивалях.

Кинокомпания АБС представила проект «Девушка-обезьяна», в которой центральными темами становятся экология и сохранение уникальных мест. Художественный руководитель – Татьяна Воронецкая. Режиссер Динара Абдрашитова рассказала, что фильм, вдохновленный историей Джулии Хилл, о девушке, которая провела целый год на дереве, чтобы спасти лес от вырубки. Съемки буду проходить в Башкирии.

«К тому же, жизнь на дереве становится своеобразным прообразом удаленки, что очень актуально сейчас», — отметила Абдрашитова.

Очень амбициозный проект для дебюта оказался у продюсерского центра Хорошо Продакшн — «Моя Африка» режиссера Олеси Кустовой. Это картина о пианисте Николае Дунаеве, который едет на благотворительный концерт в Анголу, чтобы почтить память африканской девочки, спасшей ему жизнь много лет назад. Фильм поддержат несколько стран, включая ЮАР и Доминиканскую Республику. Стартовый бюджет проекта – 50 млн рублей.

Студия Пассажир представила драму «Кончилось лето» про проблемы и детей, и взрослых в деревенской глубинке. По словам создателей, хоть действие фильма и происходит в 90-е годы, проблематика до сих пор актуальна.

Самым дорогостоящим среди представленных на питчинге проектов оказался фильм «Кружевная душа» от продюсерского киноцентра Даши Пиголициной – бюджет 700 млн рублей. Лента посвящена правдивой истории жизни жены Александра Пушкина – Натальи Гончаровой.

Красноярская студия Саянфильм представила проект «Где-то там на земле», основанный на трагической истории двух молодых людей, которые потерялись в заповеднике Столбы в Красноярском крае и решили заночевать в тайге. Красноярские инвесторы уже выделили на фильм 10 млн рублей, создатели запрашивают у Министерства 20 млн.

Другие представленные проекты были не менее интересны: драма «Ближе, чем ты думаешь» от студии Лик (режиссер — Дмитрий Карташев), камерная история «Здоровый человек»от 1-2-3 Продакшн (режиссер — Петр Тодоровский), «Ада» от продюсерского центра ВГИК-Дебют, лента про волшебный мир цирка «Коронный номер» от продюсерского центра Молодежные инициативы (режиссер — Дарья Серенко),комедия «Маму нельзя огорчать» от Кинопрограммы XXI век, фильм-притча «Микулай» от Кинофеста (режиссер – Ильшат Рахимов), «Миттельмарш» от студии РОК (режиссер – Софья Миледина), комедия «#На_Счастье» от киностудии Артфильм (режиссер – Екатерина Непомнящих), драма «Найди меня» от студии КиноПРОБА (режиссер – Мария Чернышова), музыкальная картина «О любви» от студии Р.О.Д. (режиссер – Юрий Шаров), драма о человеке, выросшем в детском доме, «Обычный человек» от студии 2020 Филмс (режиссер – Яна Климова).

Было заметно, что к очной защите своих проектов в этот раз режиссеры-дебютанты подошли очень основательно (одна из причин, возможно, — больше времени на подготовку в связи с пандемией и изоляцией) – об этом свидетельствуют и качество предоставленных материалов,и даже специально подготовленные для мероприятия видеоролики. Те, кто не смог прийти поддержать проект лично – записывали видеообращения в поддержку – это и актеры, и продюсеры, но главное художественные руководители, подтверждающие, что не только номинально присутствуют в проекте, но и активно участвуют и болеют за него.Несмотря на несколько изъезженных и устаревших тем, во многих проектах все-таки прослеживалась актуальность сегодняшнего дня, как и стремление реализовать свои фильмы – в глазах дебютантов.

Материал дополняется, следите за обновлениями

Источник: proficinema.ru